- Авторское право

Статья 385 ТК РФ. Компетенция комиссии по трудовым спорам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 385 ТК РФ. Компетенция комиссии по трудовым спорам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Инициируют ее образование как сами работники, так и их представители либо работодатель (ИП, компания). Во многих случаях она формируется по предложению профсоюза. Ведь этот способ — самый доступный при устранении возникших разногласий.

Комментарии к ст. 385 ТК РФ

1. Комиссия по трудовым спорам рассматривает разногласия между сторонами трудового договора или работником (его представителем) и другой стороной трудового правоотношения (работодателем).

Комиссия является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организации (подразделении), за исключением тех споров, по которым законодательными актами установлен иной порядок их разрешения.

Рассмотрение трудового спора в КТС — самостоятельный вид разбирательства трудового спора. В компетенцию КТС входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров, которые возникают в организации.

2. Комиссия разрешает споры: о признании недействительными условий трудового договора; переводе на другую работу; взыскании заработной платы; снятии дисциплинарного взыскания; взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий; оплате сверхурочных работ; выплате компенсаций при направлении в командировку; возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, причиненного работодателю; допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы; другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде.

3. На практике возникает вопрос о подведомственности КТС или суду трудового спора о выплате районных коэффициентов за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Так, согласно ч. 2 ст. 146 ТК в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а в ст. 148 ТК указано, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, ст. 148 ТК подтверждает право работника на получение выплат.

4. Рассматриваются в КТС, а следовательно, и в судах споры о предоставлении дополнительных отпусков и их продолжительности: в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день; в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 7 рабочих дней.

См. также ч. 1 ст. 116 ТК.

5. Юрисдикционные органы (КТС и суд) при рассмотрении в настоящее время требований о предоставлении дополнительных отпусков работникам исходят из того, что в ч. 1 ст. 116 ТК законодатель не установил исчерпывающего перечня видов ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков, указав, что могут быть и иные ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска, если они предусмотрены федеральными законами, которые не отменены в связи с вступлением в силу ТК. Статья 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не противоречит ТК, поэтому юрисдикционные органы применяют ее при рассмотрении споров о дополнительных отпусках.

6. При применении ТК возник вопрос о том, может ли КТС или суд при рассмотрении спора о предоставлении отпуска за прошлые периоды работы своим решением предоставить работнику только часть отпуска (28 дней) в натуре, а остальную часть неиспользованных отпусков по заявлению работника заменить денежной компенсацией.

Статьей 126 ТК предусмотрена замена оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. При решении этого спора КТС может по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией, но только после введения в действие ст. 424 ТК. Обычно на практике этот вопрос регулируется коллективным договором, причем не допускается замена денежной компенсацией отпуска беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

В КТС или суды работники обращаются также с требованием о выплате заработной платы за период, когда они в целях самозащиты трудовых прав отказались от выполнения трудовой функции, что предусмотрено ст. 379 ТК. На время отказа от работы за ними сохраняются все права, определенные ТК, иными законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 379 ТК).

На практике приостановление работы на весь период задержки выдачи заработной платы рассматривается как простой не по вине работника.

См. также ст. 236 ТК.

7. На заседании КТС рассматривает споры о незаконном отстранении от работы субъекта трудового правоотношения, а также по поводу требований работника применить установленные законодательством нормы труда и создать условия, обеспечивающие их выполнение.

Однако комиссия не может рассматривать споры по вопросам установления или изменения норм труда и расценок. Если же работодатель с нарушением установленного порядка единолично ввел новые расценки либо нормы, то работник вправе обратиться в КТС с требованием об оплате работы по прежним нормам и расценкам или о незаконном введении или изменении норм выработки.

Комиссия разрешает трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, о переводе на другую работу (ст. ст. 72 — 74 ТК).

Читайте также:  Моральный вред по ОСАГО – можно ли получить и как?

Также КТС разрешает споры о доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Комиссия должна проверять, предусмотрена ли законодательством, локальным актом или договором такая доплата в организации.

Споры о выплате премий КТС рассматривает лишь в случаях, предусмотренных положениями о премировании, действующими в организации, в которых заранее определены конкретные показатели и условия премирования, круг работников, подлежащих премированию. При этом КТС не вправе обсуждать вопрос о соразмерности полного или частичного лишения этих премий тяжести допущенного работником нарушения.

Разногласия по вопросам выплаты премий, имеющих характер единовременного поощрения и выплачиваемых работнику работодателем по согласованию с профорганом за хорошую работу на основе общей оценки результатов трудовой деятельности, не подведомственны КТС.

Комиссия рассматривает споры, связанные с наложением дисциплинарного взыскания по правилам внутреннего трудового распорядка, выносит решение с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей работы и поведения работника.

Комиссия разрешает споры, связанные с правом на отпуск и с продолжительностью очередного и дополнительного отпуска, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха.

КТС подведомственны и другие трудовые споры, возникающие в организации, например о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты; об исчислении непрерывного трудового стажа для назначения пособий по государственному социальному страхованию и других выплат.

Работники обращаются в КТС с заявлениями о том, что работодатель не индексирует заработную плату в связи с ростом потребительских цен. При решении данного вопроса КТС на практике руководствуется коллективным договором. В случае отсутствия в коллективном договоре положения об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги КТС своим решением отказывает в удовлетворении требований работника, но обязывает работодателя принять следующие меры. Для положительного решения вопроса необходим нормативный акт, на который КТС в решении могла бы сослаться, поэтому КТС своим решением обязывает работодателя и соответствующий профсоюзный орган урегулировать данный вопрос в коллективном договоре.

8. На практике иногда возникает вопрос, можно ли КТС и суду применять ТК при рассмотрении трудовых споров, если индивидуальный трудовой спор и соответственно трудовое правоотношение возникли до введения в действие ТК. Ответ на этот вопрос дает ст. 424 ТК.

Не разрешаются в КТС те споры, которые отнесены законодательством к компетенции других органов, например суда.

КТС разрешается создавать в фирмах, занимающихся различными видами хозяйственной деятельности с любым количеством работающих. Норма, определяющая возможность формирования комиссии по трудовым спорам исключительно на предприятиях, где работает не меньше 15 людей, больше неактуальна.

В КТС входит одинаковое количество представителей работников и работодателей. Оно не регулируется законодательными нормами и определяется взаимным соглашением. Его нужно направить членам комиссии по индивидуальным трудовым спорам в период до 10 дней после того, как те получат письменное извещение о ее образовании.

Представителей работодателя назначает руководитель. Чаще всего он останавливает свой выбор на старших менеджерах структурных подразделений, кадровой службы, администрации, юристах. Они должны дать свое согласие и ознакомиться с соответствующим приказом.

Представители работников могут быть делегированы профсоюзом с дальнейшим утверждением на общем собрании или избраны непосредственно на нем. Неважно, какую они выполняют работу и состоят ли в профсоюзе.

КТС можно формировать на конкретный период времени или бессрочно. Условия надо отразить в решении и в приказе руководства.

Комиссия может быть создана в филиалах и подразделениях. В ТК не сказано, должны ли те быть обособленными. Фактически их реально организовать даже в отделе или цехе. Они не относятся к КТС фирмы и при вынесении решений ей не подчиняются. Формируются и работают так же, но разбирают относящиеся к их структурным подразделениям индивидуальные трудовые споры с сотрудниками и не занимаются вопросами, связанными с компетенцией руководства.

Председатель, его зам и секретарь избираются из состава состоящих в органе людей. Он должен иметь собственную печать. Работодатель по закону отвечает за его организационно-техническое обеспечение и обязан предоставить необходимые канцелярские принадлежности, офисную технику, помещение и все, что будет нужно для осуществления нормальной деятельности. Заниматься делопроизводством может любой член коллектива.

Жалоба в трудовую инспекцию Москвы

Трудовой кодекс предоставляет работникам возможность обжаловать решение КТС в судебном порядке. Однако прямого запрета обратиться для разрешения спора в другие инстанции законодательством не предусмотрено.

Трудовые инспекции занимаются вопросами нарушения нормальных условий труда. Как уже следует из названия органа, он не просто разрешает спор, но и проводит все необходимые действия для того, чтобы обнаружить не только указанное в жалобе нарушение, но и, возможно, ряд иных.

Такой орган существует в каждом регионе, в том числе – в Москве и области. Кроме работников, в инспекцию могут обратиться и иные лица, которым работодатель необоснованно отказал в приеме на работу.

Субъекты трудовых правоотношений, которые осуществляются в Москве, могут обратиться как лично, так и по почте, в том числе и электронной. Для этого в своем заявлении им нужно указать свои контактные данные и данные работодателя, адрес организации, а затем – суть жалобы по существу.

Обратите внимание, трудовая инспекция находится по адресу ул. Домодедовская, 24, корп.3.

Сроки обращения и давности, рассмотрения

Сроками исковой давности называют определенный период, в течение которого гражданин может обратиться в суд для восстановления или защиты своих прав. Так, ст. 196 ГК РФ, устанавливает срок в 3 года с момента обнаружения нарушений прав. Однако в действующем трудовом законодательстве нет понятия искового срока, а применяется определение «срок обращения в суд».

Согласно ТК РФ, для индивидуальных трудовых споров срок обращения в суд составляет 3 месяца с момента выявления нарушения прав. Существуют исключения:

  • месяц дается на обращение по поводу увольнения, срок отсчитывается с даты выдачи трудовой книжки или копии приказа об увольнении;
  • год на разрешение спора по вопросам удержанной зарплаты, расчетных и иных видов денежных выплат;
  • год по конфликтам, связанным с причиненным предприятию ущербом работником, сроки отсчитываются с даты обнаружения ущерба.
Читайте также:  Входит ли армия в общий трудовой стаж и при каких условиях?

Восстановление сроков по трудовым спорам возможно только на основании решения суда и лишь в случае, если они были пропущены по уважительным причинам.

Срок обжалования решения по трудовому спору составляет месяц с момента его вынесения. При этом нужно учитывать, что суд готовит решение в срок до двух недель, а потому есть риск не успеть подать апелляционную жалобу. Чтобы избежать этого, рекомендуется заявлять о несогласии с решением суда сразу с момента его вынесения, а письменную жалобу отправлять в момент получения оформленного судебного решения.

Что касается сроков обращения за защитой по поводу коллективных трудовых споров, тут все будет зависеть от способа урегулирования конфликта:

  • примирительная комиссия должна рассмотреть спор за 5 дней;
  • посреднику дается не более семи дней, на его привлечение может уйти не более трех дней;
  • трудовой арбитраж будет рассматривать спор не более пяти дней.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры

В сравнении с коллективными трудовыми спорами индивидуальные решаются просто. Работник или работодатель имеют право договориться между собой о закрытии конфликта, подать заявление в комиссию по трудовым спорам или обратиться в суд. В соответствии со ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются только комиссия по трудовым спорам и суд.

Больше сложностей возникает, если спор относится к категории коллективных. В этом случае сначала идет этап устранения разногласий сторонами. Для этого проводится собрание или конференция работников, на которой избираются представители от сотрудников и выдвигаются требования. По закону, собрание будет считаться правомочным, если на нем присутствовало более половины всех работников предприятия, для конференции минимальный порог ⅔ от числа сотрудников. Работодатель не имеет права чинить препятствия проведению этих мероприятий.

Оформленные в письменном виде требования подаются работодателю, он обязан их принять, рассмотреть и в течение трех дней дать ответ. В случае, если работодатель удовлетворяет требования работников, трудовой спор не возникает. В противном случае представители работников имеют право начать примирительные процедуры:

  • рассмотрение всех аспектов конфликта примирительной комиссией;
  • привлечение посредника;
  • рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что юрисдикционный орган формируется на паритетной основе из числа следующих субъектов:

  • Представителей руководителя.
  • Представителей сотрудников предприятия (при этом четко не определен вопрос относительно того, являются ли представители сотрудниками данного конкретного предприятия или могут привлекаться сторонние лица).

Общая структура комиссии выглядит следующим образом:

  • Председатель – ключевая фигура в КТС, назначается на основе голосования. Решение спора выносится после одобрения вердикта председателем КТС.
  • Заместитель – перенимает частично обязанности председателя при его присутствии, а во время его отсутствия берет на себя полную ответственность за происходящее.
  • Секретарь – фиксирует информацию о спорах в письменном виде, в полном объеме отвечает за сохранность документации и ее достоверность.
  • Представители работодателя – отстаивают позицию работодателя, помогают ему с ее аргументацией и общей поддержкой.

Процесс формирования не представляет особой сложности. Согласно ч. 1 ст. 384 ТК РФ специализированный орган создается по инициативе сотрудников предприятия и (или) руководителя (для чего создается такая комиссия?). Для формирования достаточно заявления любого участника конфликта.

Воля сотрудников отражается в протоколе общего собрания или в решении профсоюзной организации, защищающей интересы большей части сотрудников конкретного предприятия. Воля руководства отражается в его распоряжении, приказе. Основа формирования комиссии является добровольно-принудительной и соответствует принципу равенства сторон.

Процедура создания добровольна для ее инициатора и императивна для оппонента. Субъектом конфликта в течение десяти дней, получивший предложение о формировании юрисдикционного органа, предоставляются свои представители, для участия в совместном расширенном собрании предприятия, на котором оппоненты будут договариваться о всех организационных вопросах создания и деятельности специализированного органа.

После окончательного утверждения численного и качественного состава членов специализированного органа из его состава следует избрать председателя, его заместителя и секретаря. Данные лица будут обеспечивать дальнейшую организационную деятельность юрисдикционного органа.

СПРАВКА. Специализированный орган (комиссия) может быть сформирован не только в самой организации, но и в ее структурном подразделении.

Какие вопросы разрешает комиссия?

Согласно статье 385 ТК, в компетенции КТС находится разрешение вопросов материального или нематериального характера, разногласий между руководством и членами трудового коллектива, возникшие в большинстве случаев на фоне незнания основ законодательства. К таким можно отнести споры относительно:

  • исчисления заработной платы, премиальных и т.п.;
  • порядка расчета дополнительных выплат, например, командировочных или сверхурочных;
  • нарушений пунктов трудового договора;
  • неправомерного применения взысканий дисциплинарного характера;
  • прочих индивидуальных трудовых вопросов, когда руководство и коллектив не могут договориться самостоятельно.

Остальные конфликты должны разрешаться в судебном порядке:

  • восстановление в должности при неправомерном увольнении, а также в прежней должности по иным обстоятельствам;
  • установление и начисление выплат компенсационного порядка, связанных с неправомерным увольнением, за дни вынужденного отсутствия на рабочем месте (разницы в окладах при понижении в должности).

Хотя комиссия по этим вопросам не вправе вынести окончательный вердикт, но должна рассмотреть жалобу в досудебном порядке. Дело рассматривается сначала КТС и только затем передается в суд.

Рассмотрение трудовых споров происходит во время заседаний. Таких может быть большое количество, и в ходе каждого из них представители комиссии по трудовым спорам обязаны составлять протокол совещания по установленному организацией образцу.

Читайте также:  Во сколько лет выход на пенсию?

В документе должны присутствовать время проведения совещания, сведения о явке участников (к этой группе относятся эксперты, специалисты и свидетели, которые приглашены комиссией либо какой-либо из сторон). Протокол содержит заявления участников, важные ситуации, происходящие на заседании, а также представленные копии документов, справки и иные подтверждающие доводы сторон доказательства.

В целом, совещания, проводимые комиссией по трудовым спорам, схожи с судебными заседаниями.

Запомните! Комиссия обязана иметь самостоятельную печать, а не использовать ту, что имеется у работодателя.

Четкого порядка для разрешения конфликтной ситуации между сотрудниками и работодателями не существует. Но следует придерживаться законодательных основ, с которыми знакомятся заранее.

Комитет по спорам создается на основании Трудового Кодекса РФ. В соответствии с многочисленными статьями, которые регулируют процесс, рассмотрение вопросов происходит в определенной последовательности:

  • Этап 1. Высказать инициативу. Для образования комиссий по трудовым спорам необходимо проявить желание. С этой целью составляют предложение в письменном виде. По мнению одного или нескольких работников инспекция не создается. Рассматривать возможную организацию комитета начинают тогда, когда обе стороны согласны.
  • Этап 2. Определение состава. Как только обе стороны согласились на создание комиссии, каждая из них начинает формировать состав.
  • Этап 3. Разработка положения. Здесь руководствуются статьями 387-390 ТК РФ, где прописаны все требования относительно составления плана проведения заседаний. В перечне указывают порядок действий членов комиссии, время созыва, полномочия и функции председателя и секретаря. Также важно заранее сформировать последовательность ликвидации комитета и особенности проведения заседания при отсутствии одного из представителей.

Как только порядок будет расписан, начинают действовать в соответствии с планом.

Преимущества сбора комитета

Формирование комиссии по трудовым спорам – это возможность досудебного разбирательства. У рабочих и руководителя имеются свои причины и основания на это. Для обеих сторон процедура имеет следующие преимущества:

  • Повышение доверия у работников. Подобное происходит при заявлении на создание комитета руководством. Таким образом директор хочет показать, что он мирно настроен по отношению к сотрудникам, относится к ним с уважением. Это улучшает психологическую атмосферу на предприятии.
  • Решение споров на предприятии. Нередко судебные разбирательства приводят к снижению репутации организации. Поэтому руководство становится инициатором разрешения конфликта в пределах фирмы.
  • Наиболее полное рассмотрение вопроса. В суде зачастую невозможно представить даже части документов, доказывающих правоту инициатора. Во время заседания ведется дискуссия между защитой сторон, в течение которой могут рассмотреть проблему более полно.

При любых спорных моментах рекомендуется прибегать к рассматриваемой процедуре, поскольку это является верным решением в достижении результата.

Альтернативные варианты решения трудовых споров

Кроме возможности рассмотрения трудовых споров, локально в КТС самой организации, граждане могут обращаться по данным вопросам в другие инстанции.

Любая из сторон трудовых отношений вправе обратиться с иском в суд.

Сделать это можно и после вынесения вердикта КТС. Если принятое решение не устраивает одну из сторон.

Судом может быть отказано в рассмотрении дела по трудовым спорам в следующих случаях:

  • когда заявителем была проигнорирована необходимость попытки до судебного урегулирования путем обращения в КТС;
  • если по делу имеется вступившее в силу решения;
  • когда нарушена подсудность.

Задачи и состав комиссии

Как уже отмечалось выше, решения комиссии должны быть независимыми, поэтому особые требования выдвигаются к формированию состава инспекции. В обязательном порядке должны присутствовать следующие члены комиссии:

  1. председатель (избирается голосованием членов коллектива предприятия, в том числе руководства, и выносит окончательное решение по спору);
  2. заместитель председателя – советник (выбирается общим голосованием и осуществляет административные функции при деятельности инспекции);
  3. секретарь (фиксация всего труда КТС в документах);
  4. представители руководства компании (назначаются начальником самостоятельно);
  5. представители рабочего коллектива (как правило, выбираются голосованием или на общем собрании трудящихся).

В составе инспекции должно быть минимум пятнадцать человек: три главенствующих и по шесть с каждой стороны конфликта. Изменение состава допускается по обоюдному согласию стороны, интересы которой представляет КТС.

Таблица № 2 «Компетенция КТС при решении трудовых разногласий»

Споры, подведомственные комиссиям

Конфликты, которые не могут разрешаться инспекцией

Принудительное изменение условий рабочего контракта и признание некоторых его положений недействительными.

Внесение правок в распорядок дня, функциональные обязанности, денежные оклады, которые установлены в соответствии с положениями Закона.

Рассмотрение жалоб по поводу финансовых вопросов – незаконное удержание зарплаты, несанкционированное взыскание штрафов, отсутствие премий без веских причин.

Жалоба на незаконное увольнение (оспорить прекращение трудового договора можно только на судебном процессе).

Справедливое распределение отпусков, дополнительного отдыха и рабочих часов.

Изменение расчета стажа.

Восстановление пособий и льгот, право на которые было ограничено вопреки требованиям законодательства.

Порядок формирования комиссии

Создавать инспекции на предприятии можно по инициативе трудящихся, профсоюза или администрации компании. Независимо от того, кто пожелал сформировать комиссию, ею принимаются решения, выполнение которых обязательно для всех участников спорной ситуации.

Вам может быть интересно: Порядок проведения специальной оценки труда

Этапы формирования:

Стадия Особенности
Подтверждение оснований Для этого необходимо получение заявления от заинтересованной стороны. В ходатайстве описывается причина созыва инспекции и основные требования пострадавшего лица.
Формирование состава Каждый из участников разногласия может делегировать своего представителя в члены комиссии или предложить голосование за конкретных кандидатов. Граждане, желающие войти в состав инспекции, могут подавать предложения на рассмотрения своей кандидатуры.
Издание соответствующего приказа Должен содержать печать предприятия и присвоенный номер регистрации.
Утверждение состава Перечисляются все участники.
Организация деятельности инспекции Предоставление отдельного помещения и технических средств для ведения деятельности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *